АВТОМОЙКА ЗА ДВА ДНЯ
Мы уже не раз обращались к теме возведения производственных помещений из легкосборных конструкций, знакомив вас с различными примерами такого строительства. Во всех этих публикациях основное внимание было акцентировано на возведении именно производственных помещений в полном смысле слова — цехов, складов, шоу-румов и т. д. Сегодня же мы собираемся более подробно продемонстрировать вам еще одну возможность, которую открывают легкосборные конструкции перед сервисменами: строительство автомоек. Есть проблема Российский рынок автосервисных услуг развивался во многом стихийно.
Не имея четкого представления о том, что в конечном итоге должно получиться, люди, пользуясь случаем, выкупали помещения, быстренько монтировали в них технологическое оборудование и приступали к раскрутке своего бизнеса. Отсутствие долгосрочных планов, ясных перспектив, а зачастую и достаточных финансовых средств для того, чтобы изначально организовать производство «по уму», привело к тому, что производственные процессы на многих подобных станциях были прописаны далеко не самым подобающим образом. Некоторые, на первый взгляд, малозначительные этапы были исключены из технологического цикла. И первое, что признавалось ненужным или малоэффективным, была обязательная мойка поступающих в ремонт автомобилей. Зачем тратить деньги и силы на создание моечного поста? Главное — штат набрать надежный да станков и стендов необходимых накупить, а машины можно чинить и грязными… Какое-то время не вполне эффективные схемы работали, приносили прибыль, и казалось, так будет продолжаться вечно, однако на определенном этапе развития рынка требования и условия изменились. Клиенты стали более взыскательными, расширился спектр оказываемых услуг, появились новые игроки, не жалевшие инвестиций в создание современных многофункциональных сервисных центров, оснащенных передовым оборудованием. На их фоне авторемонтные станции «со стажем», несмотря на весь имеющийся у них опыт и профессионализм сотрудников, выглядели крайне блекло. Почему? Потому, что «новички» понимали, что одним из основных залогов успеха их деятельности является не столько оборудование или высококвалифицированный персонал, сколько безупречно отлаженный технологический цикл. Что в связи с этим являет собой чистая машина? Чистая машина в ремзоне — это не только соответствующая культура производства, которая, кстати сказать, на порядок выше, чем в полукустарных сервисах. Чистая машина — это еще и в какой то степени «лицо» предприятия. Клиент, получив из ремонта чистый автомобиль, оценивает результаты работ совершенно иначе. Он видит, что на данной станции люди уважают себя, им претит трудиться в грязи, следовательно, они уважают свою работу, а значит, и его — клиента — тоже уважают и, может быть, даже немножечко любят. Отношение к такой станции у автовладельца совершенно иное, чем к захламленному грязному боксу. Мало того что он готов простить некоторые ошибки, которые неизбежно могут возникнуть, — он гораздо лояльнее относится и к самой фирме, и в случае необходимости он, будьте уверены, обязательно предпочтет ее более дешевой, но «чумазой» мастерской. Существует и другой аспект. Начало взаимоотношений ремонтного предприятия и автовладельца — это прохождение ряда процедур, основной из которых является приемка транспортного средства в ремонт. Одна из ее главных задач — выявление дефектов, имеющихся на кузове автомобиля. Их внесение в приемо сдаточный акт ограждает предприятие от возможных обвинений клиента в порче его имущества. А какие дефекты можно обнаружить на испачканной машине? Руководители станций, не до конца понимающие важность правильно работающего механизма приемки, в буквальном смысле слова «ходят по лезвию бритвы». Достаточно единственной ошибки — и значительные убытки неминуемы. И это не преувеличение. Известны случаи, когда маленькие царапины превращались в бо-о-ольшие неприятности. Народ то нынче пошел «шибко грамотный». На сервис все чаще ездит, прихватив с собой текст Закона о защите прав потребителей. А наиболее продвинутые его (народа) представители до кучи «цепляют» с собой и Правила оказания автосервисных услуг. По большому счету, они правы: внимательнее надо быть, товарищи, внимательнее! Строго чтить букву закона и соблюдать все его предписания. И уж коли дали маху — расплачивайтесь по полной. Но мы не будем вдаваться в казуистику и рассуждать о добропорядочности и честности некоторых автовладельцев, обращающихся на сервис для того, чтобы не только машину починить, но и денег заработать (таких, кстати, сейчас развелось изрядное количество). Нам важнее технологическое решение имеющейся проблемы. Уверены, большинство директоров авторемонтных предприятий сегодня понимают, что обязательная мойка автомобилей, поступающих в ремзону, необходима, особенно в «грязное» время года (в последние годы оно почему-то стало наиболее популярным временем, по крайней мере в Средней полосе России). Понимать-то понимают, но, ограниченные рамками имеющихся помещений, предпринять что-либо не в состоянии. Им видится только два решения проблемы: либо капитальное строительство моечного бокса на прилегающей территории, что зачастую невозможно по различным причинам (слишком большие затраты на тяжелые земляные работы, прокладывание коммуникаций или, наоборот, невозможность создания надежного фундамента по причине присутствия в земле каких либо коммуникаций и т. д. ). Либо отведение под моечный пост части производственных помещений. Вариант тоже не самый оптимальный, поскольку квадратный метр, оснащенный каким-либо технологическим оборудованием, приносит куда большую прибыль, чем тот же метр, задействованный под мойку. Третий вариант Оказывается, есть еще и третий вариант решения проблемы. Он состоит в возведении мойки из легкосборных конструкций. Причем нет никакой необходимости в организации фундамента и прокладывании коммуникаций. Мойка легка, поскольку в своей основе имеет металлические формы. Ее можно устанавливать фактически на любую ровную поверхность: землю, асфальт, бетон и т. д. (лучше всего — на подготовленную песчано-гравийную подушку, но это не обязательно). А вода в ней содержится в специальных накопительных емкостях, имеющих большой объем. Конечно, при желании можно подвести магистральную воду, но это тоже не обязательное условие, поскольку одна из прелестей мойки состоит в том, что она оборудуется системой очистки, т. е. представляет собой мойку замкнутого цикла без слива в канализацию. Единственное, что потребуется, — это заключить договор на обслуживание с организацией, занимающейся сбором промышленных отходов (для удаления твердых осадков из системы очистки и вывоза отслужившей свой срок оборотной воды). Подобный договор имеет смысл заключить и с организацией, которая будет подвозить свежую воду, хотя при наличии поблизости источника чистой воды (водопровода в мастерской) можно выбирать воду и из него. Однако обо всем — подробнее. Итак — мобильность конструкции. Моечный бокс возводится в кратчайшие сроки (1-2 дня) без привлечения какой либо тяжелой строительной техники силами 2-3 рабочих. В готовом помещении можно сразу же приступать к работе. Решение поставленной задачи достигается тем, что пол автомойки изготовлен из разъемных секций. В определенных секциях в средней части имеется ванна-лоток для сбора воды, крупных механических взвесей, песка и т. д. — эти примеси можно быстро удалять механически (вручную) при помощи лопаты или скребка. В торце лотка установлен патрубок для его соединения с системой очистки и рециркуляции воды. При этом естественный сток использованной воды из лотка и задержка песка обеспечиваются за счет разной высоты крайних торцевых стенок лотка (с той стороны, откуда вода стекает, торцевые стенки располагаются ниже). И именно пол играет роль основания для стен помещения, если таковое требуется. Сергей Медянский, компания «Мобил Групп», заместитель генерального директора: — При использовании легкосборной мойки ожидается следующий эффект: за счет того, что бокс собирается за короткий срок силами 2-3 рабочих без использования какой либо строительной техники и возведения капитального здания с устройством котлована и фундамента под здание, можно осуществлять мойку автомобилей в местах краткосрочной аренды земли, на участках, где запрещены земляные работы, на сезонных участках (пляж, дачи и т. п. ), а также начать работу по мойке автомобилей на следующий день после сборки. То есть при наличии всей разрешительной документации на все работы по установке автомоечного поста и начало его эксплуатации требуется 2-3 рабочих дня. Также одним из положительных эффектов является то, что для сооружения поста не требуется возведения капитального здания с устройством котлована и фундамента. Здание бокса выполняется из сборно-разборных секций пола металлопроката, сборно-разборных стен и кровли, утепленных слабогорючими панелями типа «сэндвич». Здание имеет системы вентиляции, освещения, систему очистки и рециркуляции оборотной воды, систему поверхностных отстойников и снабжено тепловой пушкой. Дополнительно возможно оборудование въезда поста тепловой завесой в зависимости от техусловий размещения автомойки. Ко всему этому можно добавить, что получить разрешение на возведение подобной конструкции, как вы прекрасно понимаете, гораздо проще, чем на капитальное здание. Да и стоимость мойки из металлоконструкций процентов на сорок дешевле. При этом сборно-разборное помещение по техническим характеристикам ни в чем не уступает своим более основательным собратьям. Оно так же хорошо сохраняет тепло (подобные конструкции изначально рассчитаны на температуру как минимум — 35 °С, но их можно утеплить и до более низких температур), выдерживает сильные порывы ветра и прочие неблагоприятные внешние воздействия. Несмотря на всю внешнюю незатейливость и бесхитростность идеи, самостоятельно, собственными силами воспроизвести ее достаточно сложно. Очень часто люди, видя подобные решения, говорят: мы сами можем сделать такое, это будет дешевле, но они просто не понимают, с чем пытаются связаться. Решение только с виду простое, на самом деле за ним стоит долгий и упорный труд по проектированию и производству, выведению оптимальных параметров и размеров. Следует выверить площадь, чтобы пост был эффективен именно в плане организации правильной технологии мойки машин. Нужно подобрать подходящее оборудование, идеально вписывающееся в технологический цикл. Словом — создать все необходимые условия для того, чтобы моечный пост не просто функционировал, но и приносил прибыль, быстро окупался, был удобен в использовании. Сергей Медянский: — Назначение и применение легкосборных металлоконструкций очень обширно — начиная от организации мойки на территории автопарка, если говорить об автотранспортных предприятиях, и до создания независимого предприятия, оказывающего услуги по мойке автомобилей и химической чистке салона. Также и для автосервисов подобные мойки могут быть очень полезны. Многие авторемонтные мастерские, организовав моечные посты на своей территории, тем самым задействуют значительную часть производственных площадей под малоприбыльную работу. Но практически у каждой станции — маленькой, средней, крупной — есть прилегающие площадки, которые они не используют или используют минимально. На них стоят машины, контейнеры с мусором и т. д. Капитальное строение возвести на этих участках в силу различных причин нельзя. А вот установить легкосборную конструкцию можно. И она будет прекрасно справляться с возложенной на нее задачей, необходимо только подвести электричество. Рециркуляция Еще один большой плюс подобной мойки в том, что это мойка замкнутого типа, т. е. она экологически чистая. Пока для нашей страны это не очень актуальный параметр, но в свете наметившихся тенденций вполне возможно, что в самом ближайшем будущем данный аспект будет играть одну из ключевых ролей. Мойка оснащается комплектом очистки и рециркуляции воды замкнутого цикла, поэтому использовать воду повторно реально довольно много раз. По опыту можно сказать, что оборотной воды хватает на месяц. Потом ее надо утилизировать и обновлять запасы. Изначально моечный бокс подразумевает разделение на два помещения — непосредственно само моечное пространство и технический блок, в котором установлены очистные сооружения и тепловая пушка. Функционирует система рециркуляции следующим образом. Вода заливается в накопительный бак, а из него попадает в аппарат высокого давления, посредством которого машина моется (неважно, контактно или бесконтактно). В процессе мойки вода стекает в приемный лоток вместе с грязью. Основной хлам оседает на разделенном на несколько секций лотке, после чего из последней секции более или менее чистая жидкость собирается в накопительные отстойники, где происходит подготовка воды для последующей очистки. Отстойники представляют собой три взаимосвязанные емкости — одна большая и две маленькие. В первой происходит оседание крупной взвеси, во второй удаляются масла, в третьей происходит осветление. Потом вода забирается на фильтрацию. Во время фильтрации вода проходит через песчано-гравийную колонну и помещается в накопительную емкость для очищенной воды. В этой емкости происходит добавление обеззараживающего состава — специального химического реагента на основе перекиси водорода, который замедляет цветение и устраняет неприятные запахи. Здесь же она хранится и отсюда же повторно подается на аппарат высокого давления. С помощью данной системы можно полностью воспроизвести необходимый технологический цикл мойки. Как известно, вся операция по мойке делится на три этапа. Первый — предварительная мойка, когда с машины сбивается грязь; второй — основная мойка с использованием моющих средств; заключительный этап — ополаскивание автомобиля. Так вот, предварительный и основной этапы выполняются с применением оборотной воды. На заключительном, т. е. во время ополаскивания, используется только чистая вода. Это очень важно для того, чтобы на вымытом автомобиле не остались разводы. Здесь нужно сделать небольшое пояснение. Дело в том, что ни одна, даже самая современная система очистки не справляется с некоторыми видами загрязнений. При этом удаление масел, взвеси и других примесей она производит замечательно. Также системы очистки выполняют осветление и обеззараживание воды. Поэтому на выходе получается вполне пригодная для качественной мойки вода, однако для полной очистки кузова надо использовать все таки чистую воду, которую, как мы уже отметили, можно либо подводить магистрально (если есть такая возможность), либо выбирать из имеющегося в распоряжении автосервиса водопровода. Дмитрий Соколинский, компания «Мобил Групп», генеральный директор: — На сегодняшний день существует определенный модельный ряд систем очистки и рециркуляции воды различной производительности. В зависимости от потребности моечного поста по данному параметру можно подобрать наиболее оптимальную. Система автоматическая — в нее интегрированы специальные зонды, регулирующие количество жидкости. Она включается по мере убывания воды из накопительной емкости. Также предусмотрены и различные виды установки отстойников. Они могут либо располагаться наверху, либо быть вкопанными в землю (если позволяет участок). Вот, собственно, и все, что имеет смысл рассказать о мойках, возводимых из легкосборных конструкций. Их основные плюсы — рециркуляция воды без слива в канализацию и мобильность. Это позволяют устанавливать подобные мойки в самых различных местах, что как нельзя лучше удовлетворяет всевозможные потребности руководителей сервисных предприятий. Правильная мойка Трудно однозначно сказать, какая мойка предпочтительнее — ручная или бесконтактная, однако очевидность того, что мыть кузов автомобиля, имеющий очаги коррозии и повреждения, бесконтактным способом нельзя, не вызывает никаких сомнений. Проникновение химических веществ в такие повреждения и очаги приведет к их еще более сильному развитию. Поэтому для большинства случаев предпочтительнее все таки ручная мойка. Вот некоторые условия правильного проведения этой мойки. * Чтобы избежать повреждений лакокрасочного слоя, необходимо в первую очередь сбить с кузова автомобиля крупные загрязнения, состоящие из мелких частиц, которые могут оказывать абразивное воздействие. Использовать для этого нужно мощную струю воды, создаваемую аппаратом высокого давления. * Ни в коем случае не используйте для мойки щелочные моющие средства, стиральные порошки или растворители. В процессе мойки можно применять только специальные моющие средства, имеющие в своем составе поверхностно-активные вещества, эффективно удаляющие различные виды загрязнений без повреждения лакокрасочного слоя и проникновения в него. * Мочалка, применяемая при мойке, должна быть мягкой, крупноячеистой, чтобы накапливать больше грязи. Лучше всего использовать две мочалки — одну для верхней и одну для нижней части кузова. Таким образом исключается попадание грязи с боковин на более чистые поверхности кузова: капот, багажник, крышу. Помните, что частички грязи, какими бы мелкими они ни были, всегда оказывают абразивное воздействие на лакокрасочное покрытие. Поэтому основная задача мойщика — образно говоря, «не навредить»: удалить все нечистоты, не испортив ЛКС. Следовательно, работать он должен достаточно аккуратно, используя только специальные принадлежности и средства. * После основной мойки автомобиль обязательно нужно сполоснуть чистой водой. Воды жалеть не надо: главная задача на этом этапе — удалить остатки не только грязи, но и моющих средств. * В заключение процесса кузов необходимо полностью высушить, протерев мягкой салфеткой (для этой цели существуют специальные синтетические салфетки). Она должна быть идеально чистой, поскольку любые загрязнения, присутствующие на ней (пыль, песок, и т. д. ), тоже способны оказывать абразивное воздействие на лакокрасочный слой. * Капли воды, остающиеся на кузове после мойки, в ясную солнечную погоду играют роль своеобразной лупы, преломляющей солнечные лучи и многократно увеличивающей их негативное воздействие на лакокрасочный слой. Соблюдение этих нехитрых правил позволит вам избежать различных недоразумений и привлечь гораздо больше клиентов.
Ремонт аппаратов высокого давления Если вы владелец автомойки, то вам почти наверняка знакома проблема поломки оборудования. Процесс износа неизбеж...
ЧитатьПри поломке пеногенератора ваша автомойка лишается самого эффективного инструмента своей работы. И так как цена некоторых профессиональных моделей...
ЧитатьДля начала – немного о наших конкурентных преимуществах: • Отточенная технология ремонта. Качественные фитинги, профессиональная запрессовка;...
Читать